ПДД
(правила дорожного движения) — правила,
информирующие и предусматривающие
движение ТС и пешеходов на проезжей
части, а также прилегающей к ней территории
(въезд во двор, выезд с АЗС и т. д.) Эх,
хорошо звучит... Но кто же придумал эти
правила? Ведь, они не могли просто так
появиться?! Правильно, не могли. Правила
дорожного движения совершенствовались,
совершенствуются и будут совершенствоваться.
И первыми совершенствовать правила и
заодно дороги стали древние римляне. 
Считается,
что
еще во времена Юлия Цезаря уже была
налажена служба регулирования движения
на перекрестках многолюдных улиц
Древнего Рима.
Им
был создан и кодекс о движении экипажей
по улицам городов.
Согласно
указу Юлия Цезаря движение по некоторым
улицам должно было осуществляться
только в одном направлении.
Надзор
за соблюдением кодекса вели специальные
инспектора.
На
Руси правила дорожного движения
появились, наверное,
с того времени,
как и появились дороги,
так как движение
по ним нуждалось в упорядочении. Уже в 1683 году
был издан царский указ,
в котором в целях соблюдения
правил дорожного движения предписывалось:
«Многие учили ездить в санях на  вожжах с бичами большими,
и, едучи
по улицам, небрежно
людей побивают. То
впредь с сего времени в санях на вожжах
не ездить, а ездить
с возницей».
Указ воспрещал сопровождавшим
вельмож наездникам хлестать прохожих
для расчистки пути экипаж.
Известен
царский указ Петра I
и его брата Ивана V
от 3 января
1683 года,
который гласил:
«Великим государям
ведомо учинилось,
что многие учили ездить в санях на
вожжах с бичами большими и,
едучи по улицам небрежно,
людей побивают.
То впредь с сего времени в санях на
вожжах не ездить, а
ездить с возницею». 
Императрицы
Анна Иоановна,
Елизавета Петровна,
Екатерина П вынуждены были во времена
своего правления
регламентировать дорожное движение.
Меры-наказания
были суровыми, особенно
при Анне Иоановне.
Ее указ
от 25 июля 1732
г. повелевал:
«А ежели кто впредь в противность
Её Императорского Величества указа
дерзнет
так резко и несмирно ездить и плетьми
бить и санями и лошадьми давить..
таким будет жестокое наказание или смертная
казнь». Неизвестно,
повлиял ли указ на лихачей в то
время, но любители
быстрой езды не перевелись и до сих
пор. 
А
вот указ Екатерины II,
который запрещал быструю езду и
звуковые сигналы,
«Даже в самом Санкт-Петербурге
многие господские кучера,
лакеи, а также
извозчики по улицам скачут весьма скоро
и чинят великие свисты,
что в здешнем резецирующем ее
Императорское Величество городе чинить
весьма неприлично ...
Во всех обывательских
домах объявить, чтобы
никто по улицам скоро не скакал,
а кучера, лакеи
и извозчики не свистели». Вот
так старались тогда привить хоть какую-то
культуру «водителям
кобылы».
Позднее
(в 1732
г.) в этот указ
было внесено дополнение,
устанавливающее меру взыскания:
«А ежели кто впредь
в противность сего указа дерзнет так
резво и несмирно ездить,
и люди их необыкновенно перед ними
скакать
и плетьми кого бить и санями и лошадьми
давить, таким по
состоянию вины их чинено будет жестокое
наказание
или смертная казнь».
В дополнение устанавливалось также
ограничение в скорости движения.
 А
через полстолетия была установлена
дифференцированная ответственность и
для владельцев экипажей,
и для
возниц. Выражаясь
современной терминологией,
это был своего рода «талон
предупреждения».
«Виновные за первую
вину будут биты кошками,
за вторую –
кнутом, за
третью будут сосланы на каторгу».
К владельцам экипажей
применялись штрафы.
Законодательство
того времени в России запрещало быструю
езду. Например,
в 1684 году
указом предписывалось
ямщикам делать семь верст в час летом
и пять – осенью
и зимой, а за езду
«с ветерком»
применялось очень жесткое
наказание – ссылка
в «украйные
городи на вечное поселение».
В 1742 году в
целях предупреждения дорожных
происшествий к любителям быстрой езды
на лошадях, чтобы
«...людям
утеснения и убийства не чините» на
стражников возлагалась обязанность
ловить нарушивших этот указ,
отбирать у них лошадей и отсылать
на царскую
конюшню.
В
другом указе при домах вводились
специальные караулы «для
смотрения, чтобы
никто скоро на бегунах или
санях с дышлом не отпил и чтобы извозчики
сидели не в санях, но
на лошадях верхами».
С
появлением автомобилей устанавливались
и акты, ретуширующие
безопасность движения.
В частности, в Англии
в 1896 году впервые
в истории были изданы правила автомобильного
движения. А по
мере роста развития автомобильной
промышленности такие акты принимались
и в других странах.
Так,
в России в 1912 году
Московской городской думой были впервые
приняты правила дорожного движения
в городе Москве. Этими
правилами регулировалась и скорость
движения, и
правосторонность, а
также техническое
состояние средств движения.
Целью
принятия их было –
обеспечить безопасность движения
и четкую его организацию.
Назывались они «Обязательные
постановления о порядке движения по
городу Москве автоматических экипажей». Принимались
одновременно и международные соглашения
по вопросам установления порядка
автомобильного
движения, дорожных
знаков и сигналов, а
также технические и организационные
требования к участникам дорожного
движения.
В
первые годы после Великой Октябрьской
социалистической революции 10
июня 1920 года
был принят Декрет
Совета Народных Комиссаров «Об
автодвижении по г.
Москве и ее окрестностям (правила)»,
подписанный В.
И. Лениным.
Этот документ можно назвать первыми
правилами дорожного движения молодого
Советского государства».
Был установлен порядок регистрации
автомобилей, выдачи
номерных знаков,
шоферских документов и путевых
листов.
Как
известно, быстрое
развитие автомобильного транспорта в
Советском Союзе началось только с
тридцатых годов
прошлого столетия,
когда был начат массовый выпуск
автомобилей отечественного производства.
С развитием
автомобилизации совершенствовались и
развивались правовые основы регулирования
дорожного движения,
с 1января
1961 года были
введены единые правила дорожного
движения, регламентирующие
порядок подготовки водителей
и организацию дорожного движения на
территории нашей страны. В последующие годы,
в связи с постоянным
развитием автомобилизации и необходимостью
дальнейшего совершенствования,
они периодически обновлялись
и приводятся в соответствие с возросшими
требованиями времени. В
настоящее время на автомобильном
транспорте в России занято более 8
миллионов человек.
С развитием автомобилестроения
и интенсивным строительством дорог
одновременно решаются и вопросы
организации и регулирования
дорожного движения,
установления правовой ответственности
за нарушение правил дорожного движения.
Назрела необходимость и в принятии
новых правил дорожного движения,
которые вступили в силу с 1
января 1987
года. Изменения
в правила дорожного движения вносились
дополнительно в 1997
и 2007 годах.
В основу данной статьи была взята замечательная работа Павленко В.М., Фурсова В.А., Зубенко М.Н. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ.
|